Ниями доставка суши. Отзывы о "нияма". Скидки, купоны на скидку и ценовой диапазон
Трамвайная сеть в Праги – самая крупная сеть трамваев в Чехии. Протяженность всех путей превышает 141 километр, протяженность маршрутов 548 км. С 1 сентября 2012 года в Праге действует 31 линия, из них: 21 линия дневного транспорта, 9 линий ночной транспорта и 1 маршрут исторического трамвая. Дневные маршруты имеют нумерацию с 1 по 26, при этом маршруты 13, 15, 19, 21, 23, 36 были ликвидированы. Ночные маршруты с 51 по 59. Ностальгический маршрут имеет номер 91.
Трамвайная сеть в год перевозит около 350 миллионов пассажиров. Для этого в Праге используется 7 трамвайных депо для основного пассажирского транспорта, обслуживающих в сумме 980 вагонов: Vozovna Motol – 118 вагонов, Vozovna Hloubětín – 127 вагонов, Vozovna Žižkov – 128 вагонов, Vozovna Kobylisy и Vozovna Strašnice – по 142 вагона в каждом, Vozovna Pankrác – 150 вагонов, Vozovna Vokovice – 173 вагона. Также есть еще одно депо – Vozovna Střešovice. Он используется для музейных экспонатов и служебных вагонов. Обслуживает это депо ностальгический маршрут № 91. Пражский электрический трамвай использует постоянный ток с напряжением 600 вольт.
Все трамваи, как и любой другой общественный транспорт, ходит строго по расписанию. Расписание каждого маршрута указано на его остановке. При этом указываются все остановки от начального пункта, до конечного. Остановка данного места отправления выделена другим шрифтом. Рядом с каждой последующей станцией указано время, через сколько минут трамвай будет на той ли иной остановке. Расписание движения трамваев в будние и выходные дни может различаться. К примеру, в таблице расписания могут находиться графы движения по дням недели: понедельник – четверг, пятница, суббота и воскресенье; либо, например: понедельник – суббота, воскресенье. Напротив каждого часа указаны минуты отправления. Там где рядом с минутами указан значок инвалида, это означает, что трамвай пригоден для перевозки инвалидов, подножка трамвая низкая, не имеет ступенек; в трамвай можно заехать на инвалидной коляске сразу с перрона, также в трамвае имеется место для установки и крепления инвалидного кресла с пассажиром. Не все трамваи имеют возможность перевозки инвалидов, но те, которые такую возможность имеют – ходят довольно часто. Если на стенде лист с расписанием желтого цвета, это означает, расписание временное. На некоторых остановках есть электронное табло, которое показывает, сколько минут осталось до прибытия конкретного номера трамвая.
Дневной трамвая начинает свою работу в 04.30, постепенно заменяя на маршруте ночные трамваи. Заканчивает свою работу в 0.00 часов. Интервал движения в рабочее время утром и вечером в среднем равен 8 минутам, днем 10 минут. В выходные и праздничные дни на различных маршрутах от 7,5 до 15 минут. С 1 сентября 2012 года имеет 21 линию. Ранее было немного больше. С этого времени в трамвайную сеть были внесены значительные изменения, направленные на оптимизацию городского транспорта. Маршруты 3, 9, 11, 17 и 22 являются основными трамвайными маршрутами. Иногда на схемах их выделяют более жирным шрифтом.
Маршруты движения дневных трамваев
№ | Конечные станции | Примечание |
1 | Petřiny – Spojovací | |
2 | Petřiny – Podbaba | |
3 | Levského – Kobylisy | |
4 | Kotlařka – Kubánské náměstí | В будние дни время движения сокращено до 20:00. |
5 | Divoká Šárka – Černokostelecká | |
6 | Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží – Spořilov | В будние дни время движения сокращено до 20:00. Основной участок Smíchovské nádraží – Spořilov, но утром и вечером в будние дни маршрут от станции Smíchovské nádraží продлевается до Sídliště Barrandov. |
7 | Radlická – Ústřední dílny DP | По выходным, а также в вечернее время до станции Ústřední dílny DP трамваи идут через один. Каждый второй трамвай не доходит всего одну остановку, конечный пункт у таких трамваев Černokostelecká. |
8 | Podbaba – Starý Hloubětín | |
9 | Sídliště Řepy – Spojovací | |
10 | Sídliště Řepy – Sídliště Ďáblice | |
11 | Spořilov – Olšanské hřbitovy | |
12 | Sídliště Barrandov – Palmovka | |
13 | Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží | Работал только в будние дни в часы пик. С 27.11.2009 отменен. |
14 | Sídliště Barrandov – Ortenovo náměstí | |
15 | Špejchar – Vysočanská | С 1 сентября 2012 отменен. |
16 | Kotlařka – Sídliště Řepy – Lehovec | В будние дни утром и вчером маршрут от Sídliště Řepy продлевается до Kotlařka. |
17 | Levského – Vozovna Kobylysy | Между станциями Výstaviště и Vozovna Kobylysy интервалы в два раза больше, чем на отрезке Levského – Výstaviště, поскольку эта часть менее загружена. |
18 | Petřiny – Vozovna Pankrác | |
19 | Lehovec – Nádraží Strašnice | С 1 сентября 2012 отменен. |
20 | Divoká Šárka – Sídliště Barrandov | |
21 | Národní třída – Nádraží Braník | С 1 сентября 2012 отменен. |
22 | Bílá Hora – Nádraží Hostivař | |
23 | Kubánské náměstí – Malovanka | В 2007 году отменен. |
24 | Kubánské náměstí – Ortenovo náměstí | |
25 | Lehovec – Vypich | |
26 | Divoká Šárka – Nádraží Hostivař | |
36 | Divoká Šárka – Špejchar | С 1 сентября 2012 отменен. |
Ночной трамвай работает с 0.30 до 04.30 часов. Такие трамваи из депо выезжают постепенно, в период с 20.00 до 22.30. Свою работу они начинают на маршрутах как дневные трамваи, постепенно заменяя те, которые уходят в депо. Вновь выехавшие трамваи до 0.00 часов работают совместно с теми вагонам, которые обслуживают дневные маршруты, называемые в Праге полуночными трамваями. Приблизительно в 0.00 часов приезжая на конечную станцию водитель трамвая меняет номер маршрута. Таким образом, трамвай на конечной остановке из дневного маршрута «превращается» в ночной. Вагон, выехавший для обслуживания ночных маршрутов отправляется обратно в депо в 5.00 – 6.00 часов утра.
Ночью город обслуживают девять линий, номера с 51 по 59. Не смотря на то, что количество линий на много меньше, чем дневных, ночные линии более длинные, охватывают практически любые точки города. Ночные маршруты не повторяют дневных. Лишь два маршрута частично совпадают с дневными линиями. Интервал движения каждого номера составляет ровно 30 минут. Интервал нельзя назвать большим, поскольку на некоторых станциях проходят более чем один маршрут и, таким образом, интервал между трамваями на станции может сокращаться до 8-17 минут.
В центре города на станции Лазарска (чеш. Lazarská) съезжаются все ночные маршруты трамваев, поэтому здесь можно сделать пересадку на нужный маршрут и добраться в любую точку Праги даже ночью. Также, есть еще несколько пересадочных пунктов, где пересекаются несколько маршрутов. В расписании линии ночного трамвая отмечаются темным цветом.
Маршруты движения ночных трамваев
№ | Конечные станции | Примечание |
51 | Divoká Šárka – Nádraží Strašnice | |
52 | Lehovec – Sídliště Modřany | |
53 | Sídliště Ďáblice – Vozovna Pankrác | |
54 | Lehovec – Sídliště Barrandov | |
55 | Vozovna Kobylisy – Ústřední dílny DP | |
56 | Petřiny – Spořilov | |
57 | Bílá Hora – Nádraží Hostivař | |
58 | Spojovací – Sídliště Řepy | |
59 | Sídliště Řepy – Nádraží Hostivař |
Кроме дневных маршрутов 1 – 26 могут время от времени днем ходить трамваи с номерами 27 – 50. Трамваи с такими номерами – временные маршруты. Вводятся они на время ремонтных работ. Например, одно время по городу курсировал трамвай с номером 36. Данный маршрут был необходим в связи со строительством автомобильного туннеля не далеко от стадиона Спарта. Маршрут № 36 был продолжение прерванного маршрута № 26 в связи со строительными работами.
Ностальгический (исторический) трамвай
В теплое время года в Праге ходит исторический трамвай. Его еще называют ностальгическим. Это специальный старинный трамвай. По городу ходит несколько двойных вагонов музейного трамвая. Маршрут № 91, конечные станции Vozovna Střešovice – Výstaviště. Стоимость проезда немного выше чем на других видах транспорта. Здесь выдается специальный билет. Пересадки не предусмотрены, билет действителен только до ближайшей конечной станции. Музейный трамвай обслуживается специальное депо – Vozovna Střešovice. Всего в депо имеется 77 вагонов исторического трамвая. Музейный трамвай курсирует только в выходные дни с 12 до 18 часов с интервалом движения 1 час в период с апреля по октябрь.
Немного истории
Первый трамвай в Праге был пущен 23 сентября 1875 года. Это было конно-рельсовая дорога, в народе называемая «конка». Маршрут первого конного трамвая был «Карлин – Национальный театр» (чеш. Karlín – Národní divadlo). Постепенно дорога продлевалась и к 1883 году вся сеть достигала 19,43 километра.
В 1891 году в Праге пошел первый электрический трамвай. Первая линия электрического трамвая проходила на Летной (чеш. Letná). Это была заслуга инженера Франтишек Кржижик (чеш. František Křižík). 19 марта 1896 года благодаря ему была открыта еще одна линия, которая проходила с нынешнего района Florenc, к районам Либень (чеш. Libeň) и Высочаны (чеш. Vysočany). На следующий год появляется новая линия, уже в области Праги. Маршрут был Смихов – Коширже (чеш. Smíchov – Košíře) и называлась эта линия Главачковой электрической дорогой. В 1898 году открывается еще один маршрут, протяженностью 5,8 км. Прага – Винограды (чеш. Královské Vinohrady), носила имя конечной станции – Královské Vinohrady. Постепенно появилась возможность перевозить жителей пригорода Праги. В 1898 году конку перекупило электрическое предприятие города и постепенно началась реконструкция для перевода линий на электрическую тягу, которая закончилась в 1905 году. Таким образом, образовалось предприятие, которое теперь называется АО «Пассажирское предприятие столицы Праги». Последний электрифицированный маршрут был закончен на Карловом мосту. Там он проработал до 1908 года.
Трамвайные вагоны завода Tatra в различных модификациях. Почти все имеют двери с выходом на обе стороны |
Сейчас весь парк трамваев в Праге в основном составляют вагоны завода Tatra в различных модификациях. Не так давно
Городской транспорт Праги включает метро, трамваи, автобусы, фуникулер на Петршин холм и речные паромы. Система общественного транспорта позволяет быстро и комфортно добраться в разные места столицы Чехии. На все виды транспорта Праги действует единый билет – покупаешь и пользуешься с пересадками любым видом транспорта в пределах определенного времени.
Замечательно, что весь транспорт ходит четко по расписанию. Таблица с номерами маршрутов и временем прибытия есть на табло, установленных на остановках.
Метро Праги
В Праге есть 3 ветки метро:
А -зеленая ветка. По ней легко добраться до главных достопримечательностей. Например, Пражский град – ст. м. Malostranská, Староместская площадь -ст. м. Staroměstská.
В- желтая линия метро также проходит по историческому центру города. Например, ст. м Karlovo náměstí находится рядом со знаменитым Танцующим домом.
С- красная линия метро – проходит немного в стороне от туристического центра, на ней удобно добраться, например, в крепость Вышеград, ст. м. называется также. На красной ветке находится станция метро Hlavní nádraží -Главный железнодорожный вокзал Праги.
Переход линия А – линия С находится на станции Muzeum. Переход линия А – линия В на станции Můstek. Переход линия В –линия С на станции Florenc.
В метро Праги привычных нам турникетов нет.
Схема маршрутов трамваев и метро Праги на карте:
Автобусы и трамваи Праги.
В Праге действуют около 300 автобусных маршрутов, от №100 и до №291. Из аэропорта Праги Рузине до станций метро ежедневно ездят автобусы №100, №119 и №191. Они входят в сеть общественного транспорта Праги и оплачиваются по таким же тарифам.
В столице Чехии очень удобно ездить трамваями. Для жителей и гостей Праги действуют 26 дневных трамвайных маршрута (трамваи от №1 до №26). Особенно популярен у туристов трамвай №22 . Его маршрут проходит рядом с основными достопримечательностями Праги. Практически, передвигаясь на нем, можно себе устроить недорогой трамвайный Hop-on – Hop-off – тур. Мы ездили на трамвае №18 и быстро добирались до Карлова Моста, Староместской площади и Пражского града.
Информационное табло на трамвайной остановке.
Интересно, что первым в Праге в 1875 г появился конный трамвай. А в 1891 г начал ездить первый электрический трамвай. Гости города могут прокатиться на старинном трамвайчике по историческому центру Праги. Ностальгическая линия №91 (по- чешски Nostalgická linka č. 91) – так называется этот маршрут. Стоимость проезда для взрослых 35 крон , для детей до 14 лет и пенсионеров 20 крон .
Покататься на уникальном историческом трамвае можно с 25 марта по 17 ноября по выходным (в субботу и воскресенье) и праздничным дням, с 12-00 до 17-30. Стартует маршрут с остановки Vozovna Střešovice недалеко от Пражского Града, завершается на станции Výstaviště Holešovice -выставочный зал в Праге 7. Проходит через Пражский Град, Королевский Дворец, Малостранскую площадь, Вацлавскую площадь, площадь Республики.
В Праге мы были в будние дни, поэтому на ностальгическом трамвае №91 нам не удалось проехаться. А он очень стильный)))
Фуникулер в Праге.
Мы с удовольствием прокатились на старинном фуникулере, который идет на Петршин холм. Он входит в систему общественного транспорта Праги, поэтому для проезда на фуникулере действуют такие же тарифы. Нижняя станция фуникулера- Újezd. Рядом с ней остановки трамваев №9, №12, №22.
Длина пути около 500 м. Ехать примерно 10 минут. Но время не замечаешь, когда из окна открываются такие потрясающие виды на Прагу.
Водный транспорт Праги.
Прогулка по реке Влтаве – одно из самых популярных развлечений туристов. В хорошую погоду всегда курсируют кораблики и речные трамвайчики. Особенно много их вечером. На набережной продаются самые разные туры на корабли. Цена от 250 крон за человека.
Мало кто из путешественников знает, что по Влтаве можно прокатиться по цене общественного транспорта. Стандартный билет действует на паромные переправы, которые принадлежат водному транспорту Праги. Конечно, поездка с одного берега Влтавы на другой будет короткой. Один минус – станции паромных переправ находятся очень далеко от туристического центра. Поэтому мы этим видом транспорта воспользоваться не смогли.
Такси Праги
В Праге работает несколько крупных компаний такси. Одни из самых популярных “Radiocab taxi” и “AAA RADIOTAXI”. В этих компаниях действуют единые тарифы. Посадка – 40 крон, 1 км в пути – 28 крон, ожидание пассажира стоит 6 крон в минуту. В туристических местах есть много стоянок такси. На них указывает специальный знак.
Где купить билет на городской транспорт Праги
Билеты на общественный транспорт Праги называются jízdenka (“езданка”). Приобретаются в:
- табачных киосках “Tabak”,
- газетных киосках, специальных пунктах c надписью “Trafika”,
- в кассах метро,
- в некоторых сувенирных лавках и магазинчиках.
Некоторые точки продаж (магазины, киоски и сувенирные лавки) работают до 18-00. Спец. пункты транспортной компании открыты в будни с 6-00 до 20-00. Поэтому лучше сразу днем приобрести нужное количество билетов на вечерний проезд.
- Есть возможность купить “езданки” и по СМС, но эта услуга только для мобильных операторов Чехии.
- Билеты на автобус или трамвай приобретаются также у водителя, но в этом случае будет дороже.
- Еще “езданки” можно купить вот в таких билетных автоматах (на фото). Установлены они на некоторых остановках, на всех станциях метро, при входе в фуникулер. В этих автоматах оплата – только за монеты. В аэропорту Праги и ж/д станциях есть билетные автоматы, которые принимают кредитки.
Автомат по продаже билетов на остановке.
Такой автомат – при входе в фуникулер.
Стоимость проезда в Праге.
Цена билета зависит от времени его действия и возраста пассажира. на этой схеме все наглядно:
Ребенок- от 6 до 14 лет и старшие по возрасту – от 60 до 69 лет покупают билеты по льготному тарифу. С 15 лет начинается взрослый тариф. Бесплатно на общественном транспорте Праги имеют право ездить маленькие дети до 6 лет в сопровождении взрослых и пенсионеры с 70 лет. Актуальные цены на проезд есть на с айте общественного транспорта Праги: dpp.cz
У водителя автобуса или трамвая можно купить “езданки” на 90 минут за 40 крон – взрослый билет и 20 крон -детский и льготные билеты.
Стоимость провоза крупного багажа и собаки (обязательно на поводке и в наморднике) – 16 крон за одно место. Велосипеды и лыжи провозятся бесплатно, но есть определенные правила. Пассажир с ним должен занимать место в конце последнего вагона трамвая, а также в первом или последнем вагоне метро.
Замечено, чтобы двери на вход/ выход в автобусе или трамвае перед вами открылись, нужно громко назвать свою ФИО, год рождения и кличку любимой собачки нажать большую кнопку рядом с дверью))).
Все виды билетов в начале поездки нужно прокомпостировать в таких желтых электронных устройствах- компостерах. При этом отмечается дата, точный час и минуты. Время действия “езданки” стартует с этого момента. В течение 30 минут или 90 минут, в зависимости от термина, можно неограниченное количество раз делать пересадки, пользоваться разными видами общественного транспорта. Билет на 1 день или на 3 дня компостировать нужно только один раз, в начале вашей первой поездки.
График работы метро, трамваев, автобусов Праги
Для тех путешественников, кто любит долгие вечерние прогулки, (а в нашем случае еще и ранние утренние)) полезно знать время работы общественного транспорта.
Днем метро в Праге работает с 5-00 до 24-00, а по пятницам и субботам до 1-00. Поезда ходят через каждые 5-10 минут, а в час – пик время между ними сокращается до 2-3 минут. Трамваи начинают ходить с 4-30 утра и до 24-00. Такой же график у автобусов Праги. Интервал их движения 7-15 минут.
Ночные маршруты Праги
- трамваи от №90 до №99 ходят с 00-00 до 4-30 каждые полчаса. Все маршруты ночных трамваев пересекаются на остановке Lazarská, недалеко от Вацлавской площади. Так с пересадками можно ночью добраться в разные районы Праги.
- автобусы от №901 до №960 ездят ночью с 00-00 до 4-30 каждый час.
- ночной автобус из аэропорта Рузине в центр Праги ходит каждые полчаса с 00-15 до 5-00. Оплачивается по обычному тарифу общественного транспорта.
Схема ночного транспорта Праги. Автобусы и трамваи.
Как сэкономить на общественном транспорте.
(здесь я не буду писать о проезде “зайцем”- очень дорогой вариант получается, если поймают))).
1.Всегда ли туристам нужно покупать билет на 1 или 3 дня.
Прага- очень компактный туристический город, удобный для туристов. Достаточно приехать в одну “точку” маршрута (например, на остановку рядом с Пражским Градом или Староместской площадью) и от нее пешком осматривать достопримечательности. Нетрудно подсчитать, что покупка билета на 1 день за 110 крон (взрослый тариф) может быть оправдана, если вы планируете за сутки совершить минимум 5 поездок по 30 минут (5*24 кроны = 120 крон) или 4 поездки по 90 минут (4*32 кроны = 128 крон).
К чему вся эта математика?))) Практика показывает, что для осмотра самых важных достопримечательностей Праги очень трудно за сутки “намотать” столько поездок. Но можно)))
2.Как посмотреть за 2 дня максимум и сэкономить на билетах .
Расскажу о нашем опыте.В первый день мы купили одну “езданку” на 30 минут в сторону исторического центра Праги. Назад возвращались вечером уже по 24- часовому билету, который действовал до вечера следующего дня. По нему мы ранним утречком съездили на Карлов мост (туда и назад), потом опять вернулись в центр и обратно в апартаменты, завершили день поездкой на крепость Вышеград (туда и обратно). Так мы за два дня умудрились прокататься 7 раз по суточному билету и 1 раз по 30-ти минутному))).
Вот все наши “езданки”)) Вверху фото- на 1 день, внизу – на 30 минут.
Если Вы НЕ планируете такой “туристический интенсив”, то для знакомства с основными достопримечательностями Праги достаточно покупать билеты (на 30 или 90 минут) – туда и обратно. Время выбираете в зависимости от расстояния от вашего отеля до центра города.
Для этого воспользуйтесь картой гугл “Google Maps” и постройте маршрут между двумя нужными местами Праги, при этом выберите значок “общественный транспорт”. Так вы узнаете не только время доезда от вашего отеля до нужной достопримечательности, но и каким конкретно транспортом лучше добраться.
Кстати, забронировать отель или апартаменты в центре Праги можно по этим ссылкам:
Мы ездили по Праге на трамваях. Так было удобней добираться из района, где мы бронировали апартаменты. Знаем, что метро в Праге быстрое и красивое, но выбрали возможность ездить и любоваться городом из окна трамвая))).
Есть в Праге еще привычные нам старые красно- желтые трамваи. Ох, в них трясет и мотает из стороны в сторону))) Очень комфортно ездить в современных красивых пражских трамваях.
Вот такие новые трамваи внутри.
Кондуктор всегда объявляет остановки. Плюс есть еще такие удобные электронные табло, по которым просто ориентироваться, где ты и сколько остановок еще ехать. “Наша” остановка.
Замечательно любоваться великолепной Прагой из окна трамвая.
Общественный транспорт Праги очень комфортный для туристов и жителей города. Путешественникам нет необходимости передвигаться по столице Чехии на авто. Мы оставили свою машину на охраняемой парковке, с удовольствием ездили на трамваях и много ходили пешком.
Кстати, жилье мы бронируем через интернет.Специальные предложения, скидки и акции отелей Праги смотрите здесь:
Ярких и интересных вам путешествий!
Прага не только очень популярна, но и очень удобна. Легко долететь, легко передвигаться и легко изучать. Город расположился на холмистой местности по обоим берегам реки Влтавы, что сделало передвижение по нему на своих двоих трудозатратным. Один подъём к Пражскому граду чего стоит!
Сегодня я решил рассказать об использовании общественного транспорта Праги. Для меня, отлично разбирающегося в транспорте, не проблема изучить систему нового для себя города. Но многих это отталкивает, а брать такси или арендовать машину для поездок по городу станет не каждый.
Весь этот репортаж основан на фотографиях, которые будут иллюстрировать каждое моё действие. Фотографии делались летом 2016 года. Актуальность текста - 2017 год. Не воспринимайте этот материал как абсолютную энциклопедию транспорта. Я расскажу в первую очередь о том, что наиболее важно для каждого туриста и как не сделать роковую ошибку.
Всю актуальную информацию вы можете прочитать на сайте dpp.cz . Все актуальные схемы транспорта, оперативно обновляемые, вы можете найти на этой странице сайта .
Билеты: виды, где купить, как пробить
Билеты на общественный транспорт Праги различаются по сроку действия. С любым билетом вы можете совершать бесконечное число пересадок в пределах установленного времени. Стандартный билет (он же базовый) стоит 32 чешские кроны и даёт право проезда в течение 90 минут. В течение этих 90 минут вы должны совершить свою поездку и покинуть транспорт! Это относится и к выходу из метро. На 91 минуте вы становитесь безбилетным пассажиром.
Существует краткосрочный билет на 30 минут. Он стоит 24 кроны. Билет на сутки стоит 110 крон, а на трое суток 310 крон. Детские билеты продаются только на 30 минут, 90 минут и 1 сутки. Их стоимость в 2 раза меньше. Дети до 6 лет включительно и пенсионеры от 70 лет пользуются транспортом бесплатно.
1. Билетные автоматы в метро.
2. Другой вариант - купить в киосках Trafika. они бывают как в виде палатки, так и в виде маленького магазинчика в ближайшем доме.
3. Все билеты с 30 минут до 3 суток нужно пробить при первом входе в транспорт. Повторно пробивать не нужно. 30/90 минут начнут действовать с момента пробития и не важно сколько времени вы потратите на пересадку. Время будет идти. Например, если вы в 10-00 пробили билет на 90 минут, то он перестанет действовать в 11-30. По этой причине я не советую использовать билет на 30 минут в случае необходимости пересадки.
4. Количество валидаторов всегда достаточное.
5. В метро они могут быть расположены непосредственно перед эскалатором. Делая шаг через линию на полу, вы заявляете, что оплатили проезд.
6. Контролёр может появиться в любой момент. Меня он проверил в вагоне метро. Может проверить даже на выходе. Из бесплатных буклетов в информационных центрах я узнал, что штраф за безбилетный проезд составляет 1500 крон. В одной из недавних записей wlad_1978
, проживающий в Чехии, назвал сумму 1600 крон. Буклет сообщает, что оплата на месте или в течение первых 15 дней составляет 800 крон. В любом случае это много. Дешевле купить месячный проездной и не мучаться.
7. Если вы приежаете в Прагу на 7 и более дней, вам может быть удобен другой вид проездного - месячный. Он стоит 670 крон. Его срок действия указан на билете. Самый удобный вариант купить его - в информационных киосках. Первый такой вы увидите в аэропорту в переходе между терминалами. Он выгоден в том случае, если вы приехали в Прагу не только посмотреть город, но и замки в окрестностях или ближайшие города. Это интересно и очень легко. Проездной поможет передвигаться по городу и не думать о проблемах с контролёрами.
8. Следующее, что важно - иметь при себе актуальную схему общественного транспорта. (по клику увеличение). Основой системы является сочетание 3 линий метро и трёх десятков линий трамвая. Линии метро образуют в центре треугольник, который характерен для метрополитенов постсоветского пространства. Аналогичные пересечения в центре сейчас строят в Минске и Софии.
9. Ночью трамваи 50-х маршрутов и 500-х маршрутов идут по другим трассам. В них действуют те же билеты. Увеличение по клику.
10. Дальше перейдёт к остановкам и чтению информации на них. На каждой остановке стоит вот такой типовой столб.
11. Под названием остановки указаны маршруты, которые останавливаются здесь в настоящее время и ещё ниже схема изменений. Ремонты в Праге не исключение из правил. Они бывают и летом.
12. Если вы сомневаетесь в маршруте своего автобуса или трамвая, вы можете уточнить информацию на остановке. Прочитаем эту табличку. Трамвай 10 маршрута. Он следует от остановки SIDLISTE DABLICE. Мы находимся на остановке Olsanske hrbitovy
. Через 1 минуту трамвай будет на остановке Flora, где есть пересадка на метро. остановки и станции метро называются одинаково. Через 3 минуты на остановке Orionka, через 4 на Perumova и так далее. Через 37 минут будет остановка по требованию, обозначающаяся значком "х". Расписание в будни, субботу и воскресенье отличается.
13. В современных трамваях вы увидите табло со списком следующих остановок на маршруте. Маршрут 9. Следующая остановка Jindrisska.
14. Автобусы в центре города встречаются редко. Большинство маршрутов работает в удалённых районах.
15. В них тоже есть табло со следующими остановками.
16. Остановки трамваев всегда отделены от проезжей части. Длина остановки позволяет производить посадку сразу двум большим трамваям. На фотографии один сдвоенный. За ним может встать и производить посадку ещё один такой. При переходе улицы будьте внимательны. Надписи "Pozor Tram" не зря. Трамвай имеет преимущество в дорожном движении даже над пешеходом.
17. Впрочем, сколько остановок не делай, пробок не избежать.
18. Подвижной состав трамваев бывает очень разный. Эпоха старых Татр, рождённых впервые ещё в Чехословакии и известных всему постсоветскому пространству, уходит. Эти машины в отлично состоянии после десятков лет службы сейчас уезжают в другие страны. Например, вы можете встретить их в Украине. В конце 2016 году там купили этих старичков для развития.
19. Современный подвижной состав вас приятно удивит. Это очень удобные низкопольные трамваи. имеющие сразу 6 дверей на вход. Их количество в Праге уже достигло 200 штук и увеличивается каждый месяц.
20. А теперь давайте спустимся в метро и разберемся в этой системе. Пражский метрополитен - самый западный из всех, построенных под советским влиянием. Есть ряд глубоких станций. Навигация простая, но сочетает в себе одновременно две крайности. С одной стороны вас будет встречать табличка: до станции Depo Hostivar налево на 1 путь, до станции Nemocnice Motol Направо на второй путь.
21. Более удобные указатели со всеми станциями линии здесь более удобны всем привыкшим к постсоветскому метро. Выделена станция Muzeum. Стрелка от нашей станции налево указывает на станции, которые ждут нас если мы пойдёт на путь слева.
22. Цветовое оформление указателей всегда указывает на линию. Зелёные указатели в большом количестве указывает на то, что мы находимся на зелёной линии. Стрелки с красным - переход на красную.
23. Аналогичные цветовые решения на путевых стенах рядом с названием станции. Мы находимся на станции жёлтой линии и возможен переход на красную.
24. В пешеходных переходах также заблудиться сложно. Жёлтые указатели не соврут куда вы едёте. А с пересадкой с метро на трамвай немного сложнее. Трамвайная остановка около метро может быть совсем не рядом с выходом. На Главном вокзале (Hlavni Nadrazi) для пересадки на трамвай нужно пройти через небольшой сквер около вокзала. Метро Staromestska, трамвай и площадь тоже находятся в разных местах недалеко друг от друга.
25. Указатели выхода из метро..
26. На всех станциях над путями висят небольшие табло с указанием времени до поезда и направления движения.
27. Этот поезд следует до станции Skalka.
28. В метрополитене используются два вида подвижного состава. Один старый советский с местной модернизацией, другой современный немецкий. В обоих одинаковые условия проезда, сидения расположены вдоль и поперёк. Над каждой дверью дублируется схема метро.
29. Объявления остановок что в старом, что в новом можно не услышать. Поэтому советую в каждом вагоне посматривать на табло.
30. Оно же сообщит о пересадке.
Продолжать разговор о местном транспорте можно долго. Возможна покупка билета через СМС, возможны электронные билеты. Обо всём этом можно узнать на том же сайте dpp.cz , который я указывал в начале. Здесь не очень дорогое такси, а в некоторых районах не очень хорошо с парковкой. Есть междугородние автобусы и пригородные линии электричек.
Я рассказал о том, что было действительно нужно нам с девушкой во время активного передвижения по городу. Наш проездной окупился, контроля не боялись, а с маршрутами трамвая разобрались за несколько минут. Надеюсь и вам будет так же легко и удобно передвигаться по Праге с моими подсказками.
В комментариях можете задавать вопросы. Отвечу.
Информация из этого репортажа оказалась полезной для вас? Такая подача материала с уклоном в иллюстрации комфортнее монотонных текстов на других сайтах? Если да, то поддержи блог! Новые полезные репортажи будут ждать Вас здесь, а узнавать о них можно во всех социальных сетях!
Не забудь указать, что благодаришь за информацию об автобусе из аэропорта Праги в город!
Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!
Как остроумно заметил в своём рассказе «Пристальная покерная фишка работы А. Матисса» американский писатель Рэй Брэдбери:
«Пиво – интеллектуальный напиток. Какая досада, что его пьет так много идиотов».
Мы с вами к упомянутой Брэдбери категории не относимся, а потому будем вкушать интеллектуальный напиток в Праге, используя наш культурный трамвайно-пивной маршрут, который отличается не только удобством, но и сочетает в себе одновременно: посещение отличных пражских пивных ресторанов и знакомство с интересными столичными памятниками и достопримечательностями.
Не волнуйтесь, ходить пешком по булыжным пражским мостовым вам не придётся! Все рестораны нашего пивного маршрута по находятся напротив остановок общественного транспорта по маршруту трамвая №22.
Наш удобный пивной маршрут по достоинству оценят не только индивидуальные путешественники, но и большие компании. И даже семейные пары! Пока мужская половина наслаждается объятьями с пивной кружкой, прекрасная половина человечества (одна или вместе с цветами жизни) может ознакомиться с находящимися всего в двух шагах от пивной памятниками архитектуры чешской столицы.
Выгул пса по-пражски. Вокруг любимой пивной!
Кстати, внутри некоторых пивных, таких как «Bernard PUB», «Vinohradský parlament» и «Bruxx», детям будет точно не скучно, так как в них имеются детские игровые комнаты, к тому же во всех питейных заведениях чешской столицы нынче не курят.
Заметим, что несмотря на уютную атмосферу, добротную кухню, отличное пиво и бесплатный WI-FI – ценовая категория питейных заведений относится скорее к низкой или средней, в чём мы вам и предлагаем убедиться самим.
Прага. Пивной ассортимент в ресторации «U Šumavy»
За время нашего небольшого, но увлекательного пивного путешествия мы побываем сразу в 7 отличных пражских пивных ресторанах (самые увлеченные натуры могут посетить ещё 4 пивных, которые мы отметили в статье сноской «факультатив»), отведаем более 10 различных сортов чешского пива и познакомимся не менее чем с 50 разнообразными пивными марками так любимого нами пенного напитка.
Прага. В ресторации «Ferdinanda Malostranská». Тёмный лагер «Ferdinand Tmavé 11°»
Отметим, что читателям, отправляющимся в первый раз в Чешскую Республику, имеет смысл прочесть нашу статью о классификации чешского и посмотреть обзор пражских и чешской столицы, где мы подробно рассматриваем сорта чешского пенного напитка, рекомендуем лучшие пражские пивные, пивные рестораны и пивоварни Праги, а также даём простые советы о поведения в чешской пивной.
Содержание статьи
Пивной маршрут по Праге на карте Google
Прага. Трамвай 22. Маршрут. Остановки на карте
Прага. Трамвай маршрута №22 на Малостранской площади
Наш самостоятельный пивной тур по Праге пролегает по популярному среди туристов маршруту трамвая №22, поездка на котором сама по себе является увлекательным приключением, ведь он проходит почти через все основные пражские .
Маршрут трамвая №22: Bílá Hora – Nádraží Hostivař. Время в пути: 1 час 03 минуты. Интервал движения 04:02 — 00:57, каждые 3-10 минут. Остановки маршрута, по которым мы с вами проедем: Břevnovský klášter — U Kaštanu — Drinopol — Marjánka — Malovanka — Pohořelec — Brusnice — Pražský hrad — Královský letohrádek — Malostranská — Malostranské náměstí — Hellichova — Újezd — Národní divadlo — Národní třída — Karlovo náměstí — Štěpánská — I. P. Pavlova — Náměstí Míru.
Протяжённость нашей поездки на трамвае составит: 9,5 км. Точное расписание и остановки маршрута на карте можно посмотреть на сайте общественного транспорта Праги по данной ссылке. Вставьте в графу «Linka» номер трамвая (в нашем случае — №22)и нажмите кнопку «vyhledat». Кликнув на номер маршрута, вы сможете увидеть расписание и движение трамвая №22 поминутно на каждой остановке. Посмотреть маршрут на карте города можно кликнув на кнопку «mapa».
Что касается правил пользования общественным , то тем, кто с ними не знаком, мы рекомендуем прочесть нашу статью и загрузить в свой смартфон городского транспорта чешской столицы.
Для свободного перемещения по Праге по маршруту трамвая №22 (и не только!) в течение всего дня вам понадобится билет на 24 часа стоимостью 110 чешских крон, который действителен на всех видах общественного транспорта чешской столицы.
Передвигаясь по нашему пивному маршруту на комфортабельном пражском трамвае маршрута №22 (новые составы оснащены бесплатным WI-FI на борту) вы увидите: Бржевновский и Страговский монастырь, Градчанскую площадь, Пражский Град, Королевский летний замок, Малостранскую площадь и костёл Св. Николая, мост Легий и открывающийся с него вид на Карлов мост, Танцующий дом и Вышеград, Национальный театр, Карлову площадь и Новоместскую ратушу, площадь Мира и костёл Св. Людмилы.
К слову сказать, свою прогулку вы можете начать с любого конца нашего пивного маршрута – откуда вам будет удобней: либо от площади Мира, либо от Бржевновского монастыря, откуда её начнём мы.
Ну, а теперь, после небольшого вступления, отправимся, наконец, в наш увлекательный поход по когда-то столице Священной Римской империи, а в наши дни по одной из пивных столиц мира! И как говорили неглупые римляне: «Так будем веселиться!» (лат. Gaudeamus igitur!)
1. Р есторан «Klášterní šenk» и Бржевновский монастырь
Итак, едем на трамвае маршрута №22 до остановки «Břevnovský klášter». На территории Бржевновского монастыря – самого старого монастыря в Богемии, основанного ещё в 993 году князем Болеславом II и пражским епископом Войтехом для бенедиктинского ордена, расположилось первое питейное заведение нашего пивного маршрута – пивной ресторан «Klášterní šenk».
Мы войдём в монастырь через изящные ворота работы немецкого архитектора Килиана Игнаца Динценгофера, которые украшены статуей Св. Бенедикта и гербом монастыря. Пивная ресторация «Klášterní šenk» расположена здесь же, на центральной аллее монастыря, аккурат между главными воротами и церковью покровительницы рожениц Святой Маргариты (Kostel sv. Markéty).
Прага. Ресторация «Klášterní šenk»
В монастырском ресторане помимо запечённой кроличьей ножки в сливочном соусе, козьего сыра с ежевикой и страусиной печени на гриле (причём, по абсолютно разумным ценам) подают крафтовое (ремесленное) пиво от бржевновского пивовара Св. Войтеха:
- индийский светлый эль «Benedict IPA 15°»;
- тёмный лагер «Benedict černé 11°»;
- и светлый лагер «Benedict 12°».
Индийский светлый эль «Benedict IPA 15°» и тёмный лагер «Benedict černé 11°»
В питейном заведении в соответствии с чешской традицией пивоварения у пива указан процент экстрактивности начального сусла, а не процент содержания этилового спирта. Для того чтобы узнать количество спирта в 100 мл. пива, необходимо разделить указанную экстрактивность начального сусла на 2,5. Так у «Benedic t IPA 15°» содержание этилового спирта должно быть равно 6% об. (6 мл. спирта на 100 мл. пива), а у «Benedic t černé 11°» – 4,4% об.
Прага. Интерьер ресторации «Klášterní šenk»
В ресторации помимо монастырского пива точат (разливают): «Rychtář 11°» от одноимённого пивовара Rychtář (завод входит в пивоваренную группу Lobkowicz), а также пшеничный нефильтрованный «Chlumecký Vít 11°» (пивовар из Высоко-Хлумец, пивоваренная группа Lobkowicz). Ввиду популярности заведения, для ужина в ресторации необходима бронь столика по телефону + 420 220 406 294 (на чешском или английском языке) или электронная заявка на сайте ресторана.
- Адрес: Markétská 1/28, Praha 6, Břevnov;
- Как добраться: остановка общественного транспорта «Břevnovský klášter». Маршруты трамваев №22 и №25. Далее пешком около 200 метров. Ресторан находится на территории Бржевновского монастыря;
- ресторан «Klášterní šenk»
- Часы работы: ПН-ВС 11:30-23:00;
- Сайт: http://www.klasternisenk.cz
Прага. Бржевновский пивовар Св. Войтеха
После посещения пивной можно заглянуть в восточное крыло монастыря, где в здании бывшей конюшни с 1720 года располагается пивоварня Св. Войтеха (современная пивоварня открылась в 2013 году). Продажа пива производится здесь в бутылках по рабочим дням: 10:00-17:00 (обед 11:45-12:30). С ассортиментом и ценами пивоварни можно ознакомится . Заказ необходимо делать по эл. почте. Карты не принимаются.
Прага. Костёл Святой Маргариты (Kostel sv. Markéty)
Для тех, кто собирается ознакомиться с территорией монастыря поближе, скажем, что по субботам и воскресеньям в монастыре проходят обзорные полуторачасовые экскурсии. Вы посетите костёл Св. Маргариты, построенный по проекту отца и сына Динценгоферов в 1708-1735 гг. (алтарные картины храма принадлежат кисти Питера Брандля); романскую крипту 11 века и барочное здание прелатуры с Терезинским залом.
Прага. Внутреннее убранство костёла Святой Маргариты (Kostel sv. Markéty)
Экскурсии проводятся по субботам в 10:00 и 14:00, и по воскресеньям в 11:00 и 14:00. В летнее время имеется дополнительная экскурсия по субботам и воскресеньям в 16:00. Стоимость входного билета составляет 80 чешских крон. Прогуляться по территории монастыря можно и без экскурсии, а вот посещение костёла Св. Маркеты вне обзорного тура возможно лишь во время церковного богослужения (ПН-СБ: 07:00 и 18:00; ВС 07:30, 09:00 и 18:00).
По монастырю можно совершить виртуальную прогулку
2. Ресторан «Bernard PUB U Bílého Lva»
Осушив свой последний бокал «до дна» (лат. ad profundum) вернёмся на трамвайную остановку «Břevnovský klášter», сядем на трамвай №22 и проедем всего две остановки до трамвайной заставки «Drinopol». Здесь во всей своей красе нас ожидает пивной ресторан пивовара Бернард – «Bernard PUB U Bílého Lva».
Прага. Пивной ресторан «Bernard PUB U Bílého Lva»
Пивной ресторан гумполецкого пивовара «Bernard» порадует своих посетителей не только хорошей чешской кухней и отличными закусками к пиву (обязательно попробуйте фирменные крылышки в меду «Carolina Honey Wings»), но и наличием в заведении небольшой детской игровой площадки.
Пивная линейка ресторана состоит из 6 сортов разливного пива. Два вида «вычепни пиво» (výčepní pivo или просто «дэситка»):
- светлый лагер «Bernard Světlá 10°»;
- нефильтрованный светлый лагер «Bernard Nefiltrovaná 10°».
Из лежаков (ležák) в питейном заведении гумполецкого пивовара представлены:
- светлый лагер «Bernard Světlá 11°»;
- нефильтрованный светлый лагер «Bernard Nefiltrovaná 12°»;
- полутёмный лагер «Bernard Polotmavá 12°»;
- и просто восхитительный тёмный лагер с лавинным эффектом «Bernard Černá lavina 12°».
В дополнение к разливному пиву в заведении присутствует неплохой выбор бутылочного пива: крепкий эль бельгийского типа «Bernard Bohemian Ale 16°»; светлый квасницовый лагер «Sváteční ležák 12°»; тёмный квасницовый лагер «Bernard Černý ležák 12°»; полутёмный квасницовый лагер «Bernard Jantarový ležák 12°»; безалкогольное вишнёвое «Bernard Višeň» и так далее, и прочее (лат. et cetera).
- Адрес: Bělohorská 241/79, Praha 6, Břevnov;
- Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Drinopol». Трамваи маршрутов №22, №25 и ночной маршрут №57. От остановки до пивной всего 80 метров;
- Расположение на карте Mapy.cz: «Bernard PUB U Bílého Lva»
- Часы работы: ПН-ЧТ 11-24, ПТ-СБ 11-01, ВС 11-23;
- Сайт: www.u-bileholva.cz
3. «Klášterní pivovar Strahov» и Страговский монастырь. Факультатив
После душевного пивопития, мы, надеюсь, уже в приподнятом настроении, ведь «доброе вино веселит сердце человеческое» (библ. bonum vinum lactificat cor hominus) вернёмся на трамвайную остановку «Drinopol», сядем на трамвай №22 и проедем на нём всего три остановки до трамвайной заставки «Pohořelec».
Прага. Страговский монастырь (Strahovský klášter)
Всего в ста метрах от остановки расположился Страговский монастырь (Strahovský klášter), заложенный по указу князя Владислава II в 1140 году для монашеского ордена премонстрантов. Сокровищницей монастыря является его библиотека. Она расположилась в Философском зале (зал оформлен в стиле раннего барокко архитектором Игнацем Паллиарди) и великолепном Теологическом зале, построенном в 1671 – 1679 гг. итальянцем Доменико Орси.
Страговский монастырь. Теологический зал монастырской библиотеки
Территория Страговского монастыря открыта для посещения ежедневно и круглосуточно. Вход на территорию Страговского монастыря бесплатный.
Библиотека Страговского монастыря открыта ПН-ВС: 09:00-12:00 и 13:00-17:00; нерабочие дни библиотеки 25 декабря и 5 апреля. Стоимость входного билета в библиотеку для взрослого посетителя – 100 Kč.
Замечу, что прогуляться по Страговскому монастырю и имеет смысл хотя бы ради открывающихся с обзорной площадки монастыря изумительных видов на Прагу.
Кстати, по монастырю можно совершить виртуальную прогулку
Ну, и выпить пару другую кружек в местной пивоварне, которая расположилась, аккурат напротив входа в Страговскую библиотеку, тоже не помешает, хотя лично нам это заведение не совсем по вкусу.
Прага. Пивоварня «Klášterní pivovar Strahov». Ресторация «Sv. Norbert»
Решение о строительстве пивоварни было принято аббатом Кашпаром Квестенбергом в 1628 году. В 1907 году пивоварня закрылась и была заново открыта лишь в начале 21 века. Страговская пивоварня – типичный представитель крафтового (ремесленного) пивоварения. Где пиво варится, там и разливается. На сегодняшний день, здесь производят несколько сортов пива. На вычепе питейного заведения представлены:
- специальное темное нефильтрованное пиво «Св. Норберт 14°» (шварцбир);
- специальное полутёмное пиво «Св. Норберт 13°» (венский лагер);
Прага. На вычепе в ресторации «Sv. Norbert»
Также на регулярной основе появляются следующие сорта:
- «Богемский Пилснер», «Рождественский эль» и «Мартовское пиво»;
- индийский светлый эль «Св. Норберт 16° ИПА» ;
- «Пшеничное»; «Бокбир», «Доппельбок» и другие.
К сожалению, актуальные сорта пивоварни можно узнать только на вычепе питейного заведения. Сразу оговоримся, что ни ценовая политика пивоварни от 65 Kč за бокал 0,4l, ни вкусовые характеристики тамошнего пива не являются для нас привлекательными и, посетив данное заведение пару раз, мы потеряли к нему интерес. Но как говорится, факультатив на то и факультатив, чтобы обращаться к нему «от случая к случаю» (лат. a casu ad casum).
- Адрес: Strahovské nádvoří 301/10, Praha 1, Hradčany;
- Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Pohořelec». Трамвай маршрута №22. Один из входов в монастырь находится в 100 метрах от остановки, в арке дома № 9 на площади Pohořelec, справа от кафе «Melvin»;
- Расположение на карте Mapy.cz: «Sv. Norbert»
- Часы работы: ПН-ВС 10-22;
- Сайт: www.klasterni-pivovar.cz
4. Ресторан «Malostranská Beseda» и костёл Св. Николая
Как говорили в Священной Римской империи: «Злоупотребление не отменяет употребления» (лат. abusus non tollit usum), а потому вернёмся на трамвайную остановку «Pohořelec», сядем на трамвай №22 и проедем на нём пять остановок до трамвайной заставки «Malostranské náměstí».
Садиться в трамвай лучше с правой стороны по ходу движения состава, дабы насладиться прекрасными видами на проплывающий мимо Пражский Град и Королевский летний замок.
Прага. Летний замок королевы Анны (Letohrádek královny Anny)
На Малостранской площади, на нас всей своей махиной обязательно навалится церковь Св. Николая (Kostel sv. Mikuláše). Под таким прессингом не остаётся ничего другого, как укрыться в расположившейся прямо напротив костёла отличной пльзенской ресторации «Malostranská Beseda».
Прага. Летняя терраса ресторана «Malostranská Beseda»
Помимо ресторана в серо-бежевом 4-этажном доме с тремя тёмными железными башенками на крыше имеется клуб, пивная и даже кофейня. Красивый дизайн, в современной интерпретации оригинального ресторана «Pilsner Urquell», хорошая чешская кухня, удачно расположенная летняя терраса с видом на собор Святого Николая и танковый пилс «Pilsner Urquell», что ещё нужно для приятного времяпровождения!
Ресторация «Malostranská Beseda». Вариант розлива пльзенского пива – «Mlíko»
Пилснер здесь, как и полагается в приличных пльзенских пивных, подаётся в 4 вариантах розлива: hladinka (гладинка), šnyt (шнит), mlíko (млико) и čochtan (чохтан).
- «Hladinka» – это стандартный вариант розлива пива, в котором пена занимает примерно 1/3 часть кружки;
- «Šnyt» – вариант розлива пива, в котором пена занимает приблизительно 2/3 кружки;
- «Mlíko» – вариант розлива пива, в котором пена занимает всю кружку;
- «Čochtan» – вариант розлива пива, при котором пена в кружке вообще отсутствует.
Как это не смешно, но вкусовые характеристики пива, действительно, меняются от количества пены в бокале! Нам, если честно, больше всего по вкусу так называемый женский вариант розлива пива – «Mlíko». Пилснер в нём почти теряет присущую ему горечь и бокал наполняется мягким кремовым вкусом.
Прага. Пивной ресторан «Malostranská Beseda»
Некоторые чехи, выпивающие от 10 кружек пльзенского за вечер, после четырёх обычных кружёк пьют одну в варианте «Mlíko». Знатоки утверждают, что такой способ позволяет не терять оригинальный вкус пива даже после долгого употребления. Признаемся честно, лично данную систему мы пока не проверяли! Помимо пилснера в пивной разливают ещё и тёмный лагер «Velkopopovický Kozel Černý 10°», но до пивовара из Velké Popovice мы доберемся чуть позже!
- Адрес: Malostranské náměstí 35/21, Praha 1, Malá Strana;
- Как добраться: остановка общественного транспорта «Malostranské náměstí». Маршруты трамваев №22, №12 и №20. Ресторан находится напротив остановки;
- Расположение на карте Mapy.cz: ресторан «Malostranská Beseda»
- Часы работы: ПН-ВС 11-23;
- Сайт: http://www.malostranska-beseda.cz
Для тех, кто заинтересовался костёлом Святого Николая (покровителя детей, моряков и купцов), скажем, что зелёная крыша величественной барочной церкви господствует над окружающими её дворцами и садами почти триста лет.
В 1710 году архитектор Кристоф Динценгофер построил её внушительный фасад, неф и боковые часовни, а после смерти мастера, его сын Килиан-Игнац Динценгофер в 1722-1752 гг. возвёл хоры и грандиозный купол храма (к слову сказать, с данным семейным подрядом мы уже встречались в Бржевновском монастыре).
По преданию, жители отказывались входить в церковь после её открытия и лишь после осмотра купола специальной комиссией, подтвердившей надёжность постройки, верующие стали посещать церковные службы. На главном нефе храма произведение венского художника Яна Лукаса Кракера «Прославление Святого Николая», самая большая фреска Европы – почти 1500 квадратных метров.
Прага. Внутреннее убранство костёла Св. Николая (Kostel sv. Mikuláše)
По углам алтаря возвышаются скульптуры Отцов Церкви и статуя Св. Николая (автор чешский ваятель Игнац Франтишек Платцер Старший). Особый интерес представляет также изысканный позолоченный 2500-трубный орган, на котором в 1787 году музицировал Моцарт.
По костёлу можно совершить виртуальную прогулку
К храму Св. Николая примыкает колокольня не принадлежащая церкви, о чём и напоминает герб Малой Страны над входом в башню. Колокольня была построена городскими властями в 1756 году для оповещения горожан в случае чрезвычайных ситуаций. Во времена Чехословацкой Социалистической Республики местная служба госбезопасности присматривала отсюда за американским посольством, которое находится всего в ста метрах от колокольни на улице Tržiště.
Прага. Вид с колокольни церкви Св. Николая на улицу Кармелитскую (Karmelitská)
В наши дни на башне устроена смотровая площадка, откуда открываются не самые впечатляющие виды на Прагу.
Часы работы храма: с 1 марта по 31 октября ПН-ВС 09:00-17:00; с 1 ноября по 28 февраля ПН-ВС 09:00-16:00.
Вход: 70 Kč – взрослый билет; 50 Kč – студенты и дети старше 10 лет; дети до 10 лет и инвалиды – бесплатно.
5. Ресторан «Ferdinanda Malostranská» и костёл Девы Марии Победоносной
Побеседовав от души в «Малостранской беседе» вернёмся на трамвайную остановку «Malostranské náměstí», сядем на трамвай №22 и проедем всего одну остановку до трамвайной заставки «Hellichova».
Прага. Костёл Девы Марии Победоносной (Kostel Panny Marie Vítězné a sv. Antonína Paduánského)
Остановка располагается, как раз напротив костёла Девы Марии Победоносной (Kostel Panny Marie Vítězné a sv. Antonína Paduánského), который известен тем, что здесь хранится восковая фигурка младенца Иисуса. Пражский Иезулатко (Pražské Jezulátko) является объектом поклонения для христиан-католиков.
К фигурке младенца Христа мы вернёмся чуть позже, а пока нас интересует находящаяся всего в ста метрах от остановки фирменная ресторация пивовара Фердинанд – «Ferdinanda Malostranská».
Прага. Ресторация «Ferdinanda Malostranská»
Пивная линейка заведения состоит из 5 сортов разливного пива от бенешовского пивовара:
- светлого лагера «Ferdinand Světlé 11°»;
- светлого лагера «Ferdinand Světlé Premium 12°»;
- тёмного лагера «Ferdinand Tmavé 11°»;
- полутёмного специального пива с добавлением трав «Sedm kulí tmavé 13°» (название пива «7 пуль», как напоминание о выпущенной обойме сербского гимназиста Гаврилы Принципа в эрцгерцога Франца Фердинанда, с последующим развязыванием Первой мировой войны);
- и специального светлого пива «d`Este speciál 15°».
Согласитесь, «разнообразие доставляет удовольствие»! (лат. varietas delectat!)
Ресторация «Ferdinanda Malostranská». Жареный куриный шницель с картофелем фри
Что касается кухни, то она здесь проста и незатейлива, хотя свиные и куриные шницели здесь отличные.
- Адрес: Karmelitská 379/18, Praha 1, Malá Strana;
- Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Hellichova». Трамваи маршрутов №22, №12, №20, №25 и ночной маршрут №57. От остановки до пивной всего 83 метра;
- Расположение на карте Mapy.cz: «Ferdinanda Malostranská»
- Часы работы: ПН-СБ 11-23, ВС 11-17;
- Сайт: www.ferdinanda.cz
Для тех, кто заглянет в костёл, добавим, что изначально церковь Святой Троицы была построена в 1611-1612 гг. для немецких лютеран-протестантов. Проект храма принадлежит придворному Рудольфа II, итальянскому архитектора Джованни Марии Филиппи.
Прага. Костёл Девы Марии Победоносной (Kostel Panny Marie Vítězné)
После поражения протестантов в битве у Белой Горы (гора расположена неподалёку от Бржевновского монастыря) император Фердинанд II пожаловал костёл Ордену босых кармелитов, внёсших посильный вклад в победу императорской армии. 8 сентября 1624 года храм был освящён в благодарность за успех военной компании в честь Девы Марии Победоносной (некоторые источники переводят название костёла как Церковь Богородицы Торжествующей).
Другим покровителем церкви стал Св. Антоний Падуанский. Сокровищем храма считается появившаяся в костёле в 1628 году восковая фигурка младенца Иисуса Христа. Авторство приписывают неизвестному испанскому монаху, к которому, по легенде, явился во время молитвы Христос в младенческом возрасте.
Костёл Девы Марии Победоносной. Молитва Пражскому Иезулатко (Pražské Jezulátko)
Скульптура создана во второй половине 16 века и в храм попала в виде подарка ордену кармелитов от набожной графини Поликсены Лобкович. 47-сантиметровая деревянная статуэтка покрыта воском и представляет Иисуса в возрасте 4-5 лет. Маленькая корона, размещённая непосредственно над статуей младенца – дар от Папы Бенедикта XVI. Понтифик лично посетил костёл в 2009 году.
Скульптуру младенца регулярно переодевают в соответствии с церковным календарем в цвета текущего литургического сезона. Как правило, используются четыре основных цвета:
- белый (цвет славы, чистоты и святости – на Рождество);
- красный (цвет крови и огня – для Страстной недели);
- фиолетовый (цвет Покаяния – Великий пост);
- и зелёный (цвет жизни и надежды – одежда на любое время).
Прага. Костёл Девы Марии Победоносной. Музей одеяний младенца Иисуса Христа
Ежегодно в первое воскресенье мая в день коронационных торжеств (за разнообразные чудеса, приписываемые Иезулатко, в том числе за многочисленные исцеления и спасения пражан во время осады Праги шведами в 17 веке, статуя была торжественно коронована пражским епископатом в 1655 году) в наряде используется королевская мантия с горностаем и следующие цвета:
- розовый (приглушенный цвет радости);
- золотой и синий (праздничные цвета).
Всего в гардеробе младенца более 100 платьев, которые размещены в музее костёла. Одно из самых известных – подарок Императрицы Священной Римской империи и по совместительству королевы Богемии Марии Терезии, которая лично вышила сей наряд для малыша в 1754 году.
Пражский Иезулатко (фото www.pragjesu.cz)
На сегодняшний день, наиболее почитаем младенец Иисус в Испании, Италии, странах Латинской Америки и на Филиппинах. Верующие утверждают, что Pražské Jezulátko (Пражский Иезулатко) приносит женщинам долгожданную беременность, дарует здоровье болеющим деткам и благословляет молящихся на семейное счастье. Храм открыт ежедневно с 08:30 до 19:00.
По костёлу Девы Марии Победоносной можно совершить виртуальную прогулку
6. Ресторан «Kozlovna U Paukerta»
Надеемся, что к середине нашего пивного маршрута в вашем теле появилась приятная лёгкость, гибкость и почти неземная невесомость. Как говорили в Священной Римской империи: «Ешьте, пейте, после смерти нет никакого наслаждения!» (лат. Edite, bibite, post mortem nulla voluptas).
Однажды и я вывалился из этой пивной, как писал в сборнике очерков «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский:
«в шляпе калабрийского разбойника и шотландском шарфике, завязанном «неглиже с отвагой, аля чёрт меня побери».
Жизнь прекрасна! (лат. La vita è bella).
Вернёмся на трамвайную остановку «Hellichova», сядем на трамвай №22 и проедем всего две остановки до трамвайной заставки «Národní divadlo».
Прага. Трамвай №22. Вид на Карлов мост и Пражский Град с моста Легий
Проезжая через мост Легий не забудьте бросить взгляд на Карлов мост (слева по ходу нашего движения) и на крепость Вышеград (справа по ходу нашего движения).
Национальный театр (фото Studio Reasons)
Итак, выйдем у Национального театра. Прямо напротив остановки расположилась пивоварня — одна из худших в городе и если вам хочется почувствовать каким никудышным может быть крафтовое пиво, то вам сюда нужно зайти непременно!
Мы же отправимся в расположенную неподалёку фирменную ресторацию велкопоповицкого пивовара «Kozlovna U Paukerta». Ресторан пивовара из Velké Popovice радует своих посетителей не только уютными залами, но и неплохой старочешской и современной кухней. Помимо хорошо известного и популярного в пражских питейных заведениях тёмного лагера «Velkopopovický Kozel Černý 10°» здесь льют из танков светлый лагер «Velkopopovický Kozel 11°» и светлый нефильтрованный лагер «Kozel nefiltrovaný ležák 11°» .
Прага. Интерьер ресторана «Kozlovna U Paukerta»
В заведении предлагают и řezané pivo (ржезанэ пиво) – где полкружки светлого и полкружки тёмного велкопоповицкого на вычепе на глазок смешает лично для вас бармен питейного заведения.
- Адрес: Národní 981/17, Praha 1, Staré Město;
- Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Národní divadlo». Трамваи маршрутов №22, №2, №18, №13, №9 и ночные маршруты №53, №57, №58, №59. От остановки до пивной всего 160 метров;
- Расположение на карте Mapy.cz: «Kozlovna U Paukerta»
- Часы работы: ЧТ-СБ 11-24, ВС-СР 11-24;
- Сайт: http://www.kozlovna.cz/u-paukerta
7. Пивовар «U Medvídků». Факультатив
Кстати, если пивных, представленных в нашем пивном маршруте, вам мало, то рекомендуем заглянуть после « Козловны» к пивовару , который расположился неподалёку от велкопоповицкой пивной — буквально в 150 метрах.
Здесь подают самое крепкое пиво не только в Чехии, но и в мире! В пивной линейке пивовара «U Medvídků» 4 сорта пива: светлое специальное пиво «1466» (14°); полутёмное специальное «Oldgott» (13°); ароматизированное пиво со вкусом мёда «Medvidek» (15°); и крепкий светлый лагер «Х-beer33» (33°). Отличительной чертой пива пивовара является его плотность. Иногда в ущерб вкусу. Кстати, бокал 0,3 литра «Х-beer33» стоит 120 Kč (360 рублей) и его разливают из бутылок.
- Адрес: Na Perštýně 345/7, Praha 1, Staré Město;
- Как добраться: остановка общественного транспорта «Národní třída». Трамваи маршрутов №1, №2, №9, №12, №18; №22, №25;
- Расположение на карте Mapy.cz: Pivovar «U Medvídků»
- Часы работы: ПН-СБ 11-23; ВС 11:30-22:00;
- Сайт: umedvidku.cz
8. Пивоварня «Pivovarský Dům». Факультатив
После посещения «Козловны», вернёмся на трамвайную остановку к Национальному театру, сядем на трамвай №22 и проедем всего три остановки до заставки «Štěpánská», не забывая по пути полюбоваться Карловой площадью и Новоместской ратушей.
Прага. Маршрут трамвая №22. Вид на Карлову площадь с Новоместской ратуши
Почти напротив остановки расположился известный многочисленной туристической армии «Pivovarský Dům». Заходить сюда или нет, решать, безусловно, вам. Но лично нас в этой пивной привлекает лишь гордое звание пивовара.
Прага. Пивоварня «Pivovarský Dům»
Ни кухня, ни пиво данного заведения нам не по вкусу. Единственное, что спасает сие заведение, так это наличие в пивной: туристического аттракциона – комплекта ассорти каждого из восьми видов пива, которые варят в пивоварне. По заказу на дегустацию вам подадут по 100 миллилитров каждого в следующем варианте:
- пшеничное пиво и пиво месяца;
- светлый и тёмный лагер;
- ароматизированное пиво с банановым, кофейным, вишнёвым и крапивным вкусом.
Пивоварня «Pivovarský Dům». Фирменная пивная карусель
На наш обывательский взгляд, сумма в 150 чешских крон за данный пивной комплект завышена раза в полтора, но у заведения своя ниша – крафт. Здесь пиво варится, здесь же оно и льётся-пьётся. Поэтому хозяева вправе назначать любую цену, ведь прямой конкуренции между крафтовыми пивоварнями нет. У каждой из них своё пиво: а не «Kozel» или «Pilsner Urquell». Как говорил Цицерон: «Пусть или пьет, или уходит» (лат. aut bibat, aut abeat).
- Адрес: Lípová 511/15, Praha 2, Nové Město;
- Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Štěpánská». Трамваи маршрутов №22, №4, №6, №10, №13, №16, №10, №13 и ночные маршруты №51, №56, №57, №59. От остановки до пивной всего 87 метров;
- Расположение на карте Mapy.cz: «Pivovarský Dům»
- Часы работы: ПН-ВС 11-23:30;
- Сайт: http://www.pivovarskydum.com
9. Ресторан «U Šumavy»
О вкусах не спорят (лат. de gustibus non disputandum est). А потому нам ближе другая пивная, находящаяся всего в ста метрах от остановки «Štěpánská».
Прага. Ресторация «U Šumavy»
Старейшее питейное заведение пражского района Новое место ресторация «U Šumavy» открыта ещё в 1873 году. На вычепе данного заведения всегда 10 различных марок пенного напитка от больших и малых чешских пивоварен. На постоянной основе на вычепе:
- светлый лагер будеёвицкого пивовара «Budvar 12°»;
- и пилс «Pilsner Urquell».
Ассортимент малых и средних чешских пивоварен регулярно меняется. В момент нашего последнего посещения на вычепе пивной точили (разливали) следующие сорта:
- индийский светлый эль «Hatatitla 15° IPA» минипивовара «Koníček Vojkovice»;
- тёмное специальное пиво чернокостелецкого пивовара «Černá svině 13°»;
- индийский светлый эль «Citra 13° IPA» пивовара из Злина «Zlínský Švec»;
- светлый лагер «Albrecht 10°» от Либерецкого пивовара «Frýdlant»;
- светлый лагер «Otakar 11°» местанского пивовара «Polička»;
- индийский светлый эль «Hopper Sorachi Ace 15°» пивовара карловарского края «Permon»;
- светлый лагер «Souležák 12° пражского минипивовара «Holá řiť»;
- светлый лагер «Kruták 12° минипивовара «Továrna» из Slaný.
Прага. Интерьер ресторана «U Šumavy»
Об актуальном пивном ассортименте заведения лучше ознакомиться непосредственно перед посещением на сайте ресторана.
В ресторации несколько залов и царит непринуждённая атмосфера. Кухня заведения ничем не примечательна – ограничьтесь пивом. Единственный минус пивной – здесь не принимают кредитные карты. В ходу только наличные.
- Адрес: Štěpánská 543/3, Praha 2, Nové Město;
- Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Štěpánská». Трамваи маршрутов №22, №4, №6, №10, №13, №16 и ночные маршруты №51, №56, №57, №59. От остановки до пивной всего 105 метров;
- Расположение на карте Mapy.cz: «U Šumavy»
- Часы работы: ПН-ВС 11-24;
- Сайт: http://www.usumavy.cz
10. Ресторан «Vinohradský parlament» и костёл Св. Людмилы
Истина в вине, в воде здоровье (лат. In vino veritas, in aqua sanitas), а, потому, нет сомнений, что путь наш как минимум истинен! Поэтому, хорошенько отдохнув в ресторации «У Шумавы», вернёмся на трамвайную остановку «Štěpánská», сядем на трамвай №22 и проедем всего две остановки до заставки «Náměstí Míru».
Прага. Костёл Святой Людмилы (Kostel sv. Ludmily)
Над площадью Мира нависает неоготический костёл покровительницы бабушек Святой Людмилы Чешской (Kostel sv. Ludmily), но нам пока не сюда. Всего в ста метрах от остановки расположилась фирменная ресторация пражского пивовара Staropramen «Vinohradský parlament».
Прага. Ресторация «Vinohradský parlament»
Если придёте сюда днем, не удивляйтесь огромному количеству пражских мам с детьми, которые умудряются за кружкой пива кормить грудью младенцев! Просто в ресторане подают хорошие обеды и имеется отличная детская игровая площадка.
В пивной линейке заведения представлено 4 вида смиховского пива:
- светлый лагер «Staropramen Světlý 10°»;
- светлый лагер «Staropramen 11°»;
- светлое пшеничное нефильтрованное пиво низового брожения «Staropramen Nefiltrovaný 12°»;
- и тёмный лагер «Staropramen Černý 12°».
Прага. Hospoda «Vinohradský parlament»
Как и положено в приличном заведении туристам не откажут в «ржезанэ пиво» (коктейль из светлого и тёмного лагера Старопрамен). Имеется и фирменный пивной лимонад «Парламент» (коктейль из светлого смиховского лагера и вишнёвого лимонада собственного производства). Ресторан питейного заведения работает до 23:30, зато пивная открыта до 4 утра.
- Адрес: Korunní 820/1, Praha 2, Vinohrady;
- Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Náměstí Míru». Трамваи маршрутов №22, №4, №10, №16 и ночные маршруты №51, №57, №59. От остановки до пивной всего 125 метров;
- Расположение на карте Mapy.cz: «Vinohradský parlament»
- Часы работы: ресторан ПН-СР 10:45-24:00, ЧТ-ПТ 10:45-01:00, СБ 11:30-01:00, ВС 11:30-23:30; пивная ПН-ВС 10:45-04:00;
- Сайт: http://www.vinohradskyparlament.cz
11. Ресторация «Bruxx» и площадь Мира. Факультатив
Смиховская пивоварня «Старопрамен» входит в северо-американскую группу «Molson Coors», а потому нет ничего удивительного в том, что соседняя с «Виноградским парламентом» дверь является входом в бельгийскую пивную ресторацию «Bruxx». Североамериканцам принадлежат такие известные бельгийские пивные марки, как «Stella Artois» и «Hoegaarden».
В питейном заведении в соответствии с бельгийской традицией пивоварения указан процент содержания алкоголя в пиве, а не экстрактивность начального сусла как у чешских пивоваров. Наряду со светлым лагером «Stella Artois 5%» в этой шикарной пивном ресторане подают:
- белое пшеничное (витбир) пиво с добавлением фруктов «Hoegaarden 5%»;
- лёгкое пшеничное пиво с малиновым вкусом «Hoegaarden Rose 3%»;
- коричневый фландрийский эль «Liefmans oud bruin 5%»;
- лёгкое фруктовое пиво со вкусом вишни и клюквы «Floris Kriek 3,6%»;
- тёмное крепкое фруктовое пиво с добавлением вишнёвого ликёра «Kasteel Rouge 8%»;
- бельгийский крепкий светлый эль «Delirium Tremens 8,5%»;
- и голландский «witbier» с фруктовым вкусом «La Trappe Witte 5%».
Бельгийская ресторация «Bruxx». Витбир «Hoegaarden 5%»
Благостную картину дополняет детская игровая зона с лабиринтом, досками для рисования и игровыми консолями. Родители могут наблюдать за детьми через специальное мобильное приложение или систему камер на телевизоре. Для самых маленьких детей имеется манеж.
- Адрес: Náměstí Míru 820/9, Praha 2, Vinohrady;
- Как добраться: остановка городского наземного транспорта «Náměstí Míru». Трамваи маршрутов №22, №4, №10, №16 и ночные маршруты №51, №57, №59. От остановки до пивной всего 110 метров;
- Расположение на карте Mapy.cz: ресторация «Bruxx»
- Часы работы: ресторан ПН-СР 11:00-24:00, ЧТ-ПТ 11:00-01:00, СБ 11:30-01:00, ВС 11:30-23:30;
- Сайт: http://www.bruxx.cz
Вот и подошла к концу наша увлекательная поездка по пражским пивным. Прощаясь с Виноградами можно заглянуть на любимую местными асоциальными элементами площадь Мира и зайти в костёл Св. Людмилы.
Прага. Площадь Мира. Скульптура «Аллегория мира» у костёла Св. Людмилы
Кирпичное неоготическое здание с двумя стройными 60-метровыми башнями, каждая из которых оснащена двумя колоколами, было построено между 1888-1892 годами по проекту чешского архитектора и реставратора Йозефа Моцкера.
Прага. Главный вход костёла Святой Людмилы
Колокола отлитые к открытию храма были переплавлены в пушки во время Первой мировой, а новые появились на костёле лишь в 1925 году. Войти внутрь костёла можно ежедневно в 16-30 во время церковного богослужения.
Прага. Внутреннее убранство костёла Святой Людмилы
Помимо главного архитектора в строительстве храма принимали участие ещё как минимум два Йозефа: известный скульптор Йозеф Вацлав Мысльбек (чьи работы можно увидеть, например, во время прогулки по ) и художник Йозеф Чапек (старший брат писателя Карела Чапека). Писатель Карел Чапек умер ещё до оккупации немецкими войсками Чехословакии в 1938 году, а вот Йозеф Чапек скончался в немецком концентрационном лагере Берген-Бельзен от тифа в апреле 1945.
Слева от главного входа в костёл установлен памятник братьям Чапекам – будто бы простреленный камень, в котором имитация пулевых отверстий образует их имена. С одной стороны постамента входные пулевые отверстия образуют имя Карел Чапек. С обратной стороны выходные отверстия образуют имя Йозефа Чапека.
По площади Мира можно совершить виртуальную прогулку
Пивной маршрут по Праге. Заключение
Как говорили древние: «О вкусах не спорят» (лат. De gustibus non est disputandum). И всё же надеемся, что не только любители чешского пенного напитка, но и профессиональные пивные эксперты по достоинству оценят наш пивной маршрут.
Он прост, удобен и при этом достаточно разнообразен. Безусловно, за его скобками осталось несколько десятков интересных пражских пивных и пивоварен, но для того и существует наш и Праги, чтобы поговорить о них отдельно.
За сим позвольте откланяться! И, как говорил один из отцов-основателей США, великий американский учёный и политический деятель Бенджами Франклин:
« В вине есть мудрость, в пиве есть свобода, в воде есть бактерии» .
Так станем свободными! И заодно здоровыми! Ведь для того, чтобы покрыть необходимую суточную дозу витамина В1, человеку нужно выпить всего 33 литра пива. Для покрытия суточной дозы кальция — 25 литров пива. Суточной дозы витамина В2 — 3 литра пива. Для нас это пустяки! Как говорится, всё в наших руках! «Gaudeamus igitur! Dixi» (лат. Так будем веселиться! Я всё сказал).
Текст и фото:
Приезжая в Прагу первое, что замечаешь на улицах – трамваи. Это основной вид наземного общественного транспорта, никаких автобусов и маршруток. Поэтому трамваи в Праге пользуются большой популярностью. На пражский трамвай приходится до 30% пассажирских перевозок.
Трамвай делают удобным для пражан и туристов. Некоторые маршруты составлены специально для ознакомления с городом. Примеры туристических маршрутов в Праге, на которых можно посмотреть главные достопримечательности. Маршрут трамвая 22, 23 идет через центр города, пересекает Влтаву по мосту, начинается от Национального театра к станциям метро Staromestska и Malostranska, далее до остановки Пражский Град. От площади Карла начинается маршрут трамвая 14, а от Вышеграда трамвая 17 едут до Летенских садов. Трамвай 9 пересекает Прагу через Вацлавскую площадь и направляется в Мала Страну.
Трамвай — символ Праги. В теплое время на улицы выходит исторический символ. Трамвай № 91 ходит в выходные и праздничные дни от Vozovna Stresovice через центр города до Vystaviste. Прокатится на музейном экспонате можно каждый час с 12 до 18. Депо Vozovna Stresovice более 100 лет.
Центр Праги не изобилует широкими улицами, относится классу городов с историей. В столице Чехии по улицам бегают узкоколейные трамваи, непривычные для русских. Умение качественно укладывать рельсы и создавать надежные и мощные транспортные средства породила быстрые и юркие трамваи. Диву даешься, с какой скоростью трамваи в Праге забираются в горку. По плоскому Петербургу новые трамваи не носятся как бывалые пражские. В Праге можно увидеть трамваи разных лет, от «пенсионеров» до ультрамодных моновагов.
За 100 лет в Праге трамваи выросли в большую сеть, общая протяженность 548 километров. Сейчас в столице Чехии 7 трамвайных депо и парк-музей Vozovna Stresovice. Депо: Hloubetin, Kobylisy, Motol, Pankrac, Strasnice, Vokovice, Zizkov. В парке города около 1000 вагонов, только чешские марки Tatra и Skoda.
На трамвайной остановке вывешено подробное расписание, ходят трамваи как часы. Среднее время ожидания около 5 минут. Например, 12 трамвай ждал больше 10 минут. Это было связано с реконструкцией трамвайных путей, о ремонтных работах и изменении в расписании оповещают дополнительные листы на остановках. Во время ремонта или аварии на трамвайных путях, трамваи могут заменить автобусами. Автобусам дают точно такие же номера, приписывая букву X в начале. Например, вместо 24-го трамвая будет ходить автобус X24. Номера маршрутов выше 31 – временные. Расписание движения трамваев может изменяться несколько раз в год.
Стоимость проезда на трамвае в Праге совпадает со стоимостью проезда в метро. Цена билета на трамвай в Праге зависит от времени поездки: 30 минут – 24 кроны, 90 минут – 32 кроны, 1 сутки – 110 крон, 3 суток – 310 крон. Билеты единые для метро, автобуса, кораблика и фуникулёра. Билет покупать обязательно, штраф 800 крон, контролеры ходят в штатском. Вагоновожатый билеты не продает, вопросом покупки билета стоит озаботиться на остановке.
Высадка и посадка в трамвае осуществляется через все двери.
В Праге работают ночные трамваи. Заступают на службу в восемь вечера, возвращаются в депо к 5-6 утра. Интервал движения ночных трамваев до 40 минут. Ночные маршруты разработаны так, чтобы пересекаться на центральной узловой пересадочной станции. Остановка Lazarska ночью становится центральной, на ней маршруты пересекаются каждые 20 минут. Номера ночных трамваев 51-59.